Мехенди. История искусства росписи тела

Мехенди – это искусство росписи тела узорами из хны, история которого насчитывает много столетий. Точное место происхождения мехенди неизвестно, поскольку на протяжении веков искусство росписи хной путешествовало по разным странам и континентам, принимая различные формы в соответствии с традициями и культурой разных народов.
Некоторые считают, что мехенди зародилось в Индии, другие утверждают, что в Индию мехенди попало в 12 веке. Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что искусство росписи хной берет свое начало еще в Древнем Египте. Там хну использовали как косметическое средство для окрашивания ладоней и стоп фараонов во время мумификации. Египтяне считали, что рисунки на теле обеспечат им беспрепятственное вхождение в загробный мир, поэтому использовали татуировки из хны, чтобы угодить богам, которые могут устроить им приятное путешествие. Хну, которая используется для мехенди, получают из листьев хинного дерева, произрастающего в Судане, Египте, Индии, большинстве североафриканских стран, на Ближнем Востоке и в других местностях с горячим и сухим климатом. Стреловидные листья хинного дерева собирают, сушат, а затем измельчают в мелкий порошок.

Искусcтво мехенди считается довольно сложным делом, поскольку художник должен владеть многими навыками, чтобы быстро и красиво нарисовать замысловатый узор. Раствор хны для нанесения рисунка можно купить на любом рынке в Индии, однако настоящие мастера готовят раствор сами, при этом у каждого есть свои секреты, которые хранятся в строжайшей тайне. Ведь сделать раствор хны, чтобы рисунок держался как можно дольше, был ярким и насыщенным, не просто. Обычно в хну добавляют крепкую чайную заварку, черный кофе, эвкалиптовое масло, лимонный сок… Мехенди – это не тату, поскольку рисунок держится на теле только лишь определенное время, причем совсем недолго (не более четырех недель). Традиционно мехенди может быть выполнено в одном из четырех стилей. Стиль, который применяется для росписи на Ближнем Востоке, в основном включает в себя цветочные мотивы, напоминающие арабскую вышивку и живопись, и, как правило, не имеет какой-то определенной схемы нанесения. Стиль, применяемый мастерами Северной Африки, включает в себя геометрические фигуры с цветочными мотивами и строго соответствует форме рук или ног. Индийские и пакистанские рисунки охватывают не только ладони и стопы, а имеют продолжение и выше, создавая иллюзию перчаток или чулок. Узоры состоят в основном из линий, орнаментов и каплевидных рисунков.

В Индонезии и Южной Азии стили смешанные, в них есть что-то от ближневосточных и индийских узоров одновременно. Все эти стили сейчас очень популярны и конечно же без смешивания различных узоров, принципов и фигур мехенди не обходится. Здесь главное, чтобы узор нравился, а к какому стилю или стилям он будет принадлежать, не так уж важно. Эксперимент в мехенди никогда не приведет к плохим результатам. Тем более, что настоящий мастер сможет нарисовать самый изысканный и замысловатый узор.

В Индии без мехенди не обходится практически ни один праздник. Самые красивые и замысловатые мехенди рисуются обычно по случаю свадьбы: накануне торжества все женщины собираются на вечеринку и разрисовывают руки и ноги не только невесте, но и всем собравшимся. Считается, что чем насыщенней и сложнее узор, тем счастливее будет жизнь у молодоженов. Кроме того, процесс нанесения узоров на тело невесты довольно долгий и сложный, так что за то время, пока делают мехенди, будущая жена успевает получить множество ценных советов. Кстати, по традиции невеста имеет право не заниматься домашней работой, пока рисунок не смоется. Украшают себя и замужние женщины – для счастья в семейной жизни.

 

Традиционно мехенди может быть выполнено в одном из четырех стилей:


1. Арабский. Стиль, который применяется для росписи на Ближнем Востоке, в основном включает в себя цветочные мотивы, напоминающие арабскую вышивку и живопись, и, как правило, не имеет какой-то определенной схемы нанесения


2. Африканский (марокканский). Стиль, применяемый мастерами Северной Африки, включает в себя геометрические фигуры с цветочными мотивами и строго соответствует форме рук или ног. Рисунок сильно стилизован. Особое внимание уделяется нанесению и четкости контуров.
Бедуины, живущие в пустыни, часто просто окунают ступни и ладони в хну, без всякого декора.

 

3. Индийский. Индийские и Пакистанские рисунки довольно сложные и большие. Кружевные рисунки хной создают иллюзию перчаток или чулок. В основном выполняются храмовыми танцовщицами или к торжественным церемониям, главным образом к свадьбам. В основном изображаются религиозные мотивы и знаки плодородия, состоят в большинстве своем из линий, орнаментов и каплевидных рисунков.

 

4. Азиатский. В Индонезии и Южной Азии стиль являет собой сочетание и смешение элементов Индии и Ближнего Востока. Используются растительные индийские мотивы. Рисунки отличаются цветными пятнышками на кончиках пальцев рук и ног. Встречаются полностью закрашенные подушечки пальцев, боковых частей ладоней и стоп.
В Европу мехенди пришло довольно недавно. В 90-е годы 20 века восточные традиции приобрели новую популярность в Европе. Индия, знакомая европейцам со времен английских колоний, приходит в узорах мехенди. Сегодня самые престижные салоны красоты предлагают услуги мастеров хны. Европейская технология рисования мехенди, пожалуй, мало отличается от мехенди в восточных традициях. А вот арсенал рисунков заметно обогатился. Европейцами активно используется смешение стилей: африканские узоры сочетаются с арабскими, пенджабскими. Современная европейская молодежь предпочитает традиционные растительные орнаменты, стилизованные иероглифы и изображения знаков зодиака в разных стилях. Сегодня необычайно популярен небольшой рисунок хной. Чаще всего делают маленькие изображения на запястьях, ногах, плече, щиколотках,шее.

Искусство мехенди считается довольно сложным делом, поскольку художник должен владеть многими навыками, чтобы быстро и красиво нарисовать замысловатый узор. Как правило, хной наносят рисунки на ступни, щиколотки, ладони и предплечья. Орнаменты, выполненные профессиональными мастерами, получаются очень красивыми и изящными. На Востоке особое значение придаётся стойкости нанесённого рисунка. Узоры мехенди отличаются сложностью, поэтому время нанесения на кожу варьируется от 5 минут до 5 часов. После нанесения смеси нужно подождать около двух часов - для проявления хны. После снятия засохшей кашицы остаётся чёткий коричневый узор, который со временем станет ярче и продержится примерно 2 недели. На свои первые рисунки начинающий потратит больше времени и сил.

Первые мехенди обычно рисуются по каталогу узоров. Однако самым ценным считается тот, который возник спонтанно. Хотя и перерисованный рисунок несёт в себе элемент индивидуального творчества. Современные художники способствуют творческому развитию менхеди, совершенствуют мастерство, представляют последние тенденции в рисунке. Красивые рисунки мехенди стали модным пунктом и на Западе в конце 1990-х, как отличная альтернатива тату, ведь мехенди - это также отличный способ самовыражения. Сейчас это один из популярных стилей боди-арта.
Мехенди приносит покой в душу, благополучие - в жизнь и, конечно, поправляет здоровье.

Натуральная хна


Нельзя точно сказать, откуда родом это растение, кто впервые открыл его чудесные свойства, начал его применять, культивировать и откуда оно распространилось по всему миру. Кажется, что на всем пути развития человека, оно всегда было рядом с ним. Высушенные листья хны были найдены в древних египетских могилах. В самых первых медицинских трактатах есть упоминание об использовании хны в лечебных целях. В Библии есть упоминание об использовании хны в качестве живых изгородей. Пророк Мухаммед использовал хну, и аромат ее цветов был его любимым ароматом. Эфирные масла с прекрасным ароматом цветов хны использовались в качестве духов еще задолго до нашей эры. А использование хны в качестве красителя для тканей, кожи, для окраски волос, ногтей и для росписи по телу, является неотъемлемой частью культуры древних народов Индии, Ближнего Востока, Северной Африки и Австралии. По составу хна обладает антисептическими свойствами. Это абсолютно безопасный краситель, она окрашивает лишь отмершие, ороговелые слои кожи. Чем больше ороговелость, тем насыщеннее получается цвет, и дольше держится рисунок - ладони и ступни в этом смысле самые подходящие места. Цвет хны бывает только коричневым.

Также в мехенди распространены два других красителя - Индиго, дающий синий цвет, и Харкус - черный краситель. Харкус - это, по сути, зола - он образуется от пережигания коры различных деревьев. Держится на коже совсем недолго. Рисунок же из хны остается от двух до трех недель.
Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее менди, тем сильнее любовь. Красный цвет - цвет плодородия, власти.

В рисунке используются растительные орнаменты, образы птиц и животных, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. По преданию, мехенди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти. Многие арабские женщины считают, что мехенди приносит счастье и защищает от неудач. В индийской культуре роспись по телу хной считается символом удачи для замужних женщин. Индийские женщины глубоко верят, что мехенди принесет им много любви и заботы со стороны мужа. Насколько прекрасно украшены ее руки и ноги, настолько она должна приложить все усилия, чтобы восхитить своего мужа и полюбиться родственникам с его стороны. В Раджастане тело украшают и женихи, образцы рисунков не менее сложны, чему девушек. Считается, что очищающе действуют рисунки из хны и на более тонком энергетическом уровне, ведь известно, что на наших ладонях находят свое отражение все основные энергетические центры организма - чакры. Чакры расположены в областях основных нервных сплетений в центральной нервной системе человека. Они регулируют работу различных органов тела. Состояние наших  чакр является прямым результатом наших мыслей и действий.